[Company Logo Image]                           HighHatDance представляет:

          О танце

 


 В последнее время танец завоёвывает лидирующие позиции как средство воспитания культуры занимающихся и как оздоровительный процесс одновременно.
 Таким образом, занятия в студии направлены на совершенствование физической подготовленности, овладение хореографическим языком, развитие артистизма и музыкальности. Уроки включают в себя также классические приёмы обучения азам актерской профессии, что подразумевает возможность в дальнейшем показа работ учащихся на сцене, как профессиональной, так и любительской, участие в фестивалях и праздниках.
Уроки танца включают в себя несколько направлений: основы классической хореографии с элементами свободной пластики, фламенко (испанский танец), тэп-дэнс (чечетка).

Основы классического танца.

 Хореографическая подготовка любого танцора базируется главным образом на классической основе, разработанной в балете. Однако, она имеет ряд характерных особенностей, которые определяются некоторыми различиями задач, стоящими перед балеринами и танцовщиками эстрадного направления. Хореографическая подготовка является лишь частью учебного процесса и должна быть взаимосвязана с особенностью изучаемых танцевальных стилей.     Это и определяет специфику процесса.
 Именно на уроках классического танца происходит базовая подготовка, помогающая на других уроках заниматься углубленно только спецификой нужного стиля. На занятиях хореографии развивается гибкость, координация движений, укрепляется опорно-двигательный аппарат, что положительно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательные системы организма, способствует развитию специальной выносливости. Введение различных комбинаций помогает воспитывать двигательную память, заставляет подходить осознанно, музыкально к выполнению любого движения, даже если это простой поворот головы или движение кисти.
 Танец - это искусство музыкального театра. Чтобы раскрыть смысл музыки и танцевального номера тело танцовщика должно быть послушным, гибким и отзывчивым.

Воспитание музыкальности.

 Танцовщику необходимо не только уметь слушать музыку и проникаться ее содержанием, но и любить ее, понимать, чувствовать, увлекаться ею. Поэтому на занятиях особое внимание уделяется не только развитию ритмической, но и эмоциональной связи музыки и танца. Музыка - это искусство, в котором идеи, чувства и переживания выражаются ритмически и интонационно организованными звуками. В танце же идеи, чувства и переживания выражаются тоже ритмически и интонационно. Но - при помощи организованной пластики сценического движения, т.е. хореографической композиции, позы и актерского жеста.
 Без подлинной музыкальности нельзя овладеть подлинной танцевальностью, ибо содержание музыкального произведения и сценического действия - едины, неделимы. В результате их слияния должен родиться художественный образ театрального танца.
 Одна из первых задач на этом пути - воспитание у учащихся способности верно согласовывать свои действия с музыкальным ритмом.
 Малейшее нарушение музыкального ритма всегда лишает танец действенной и художественной точности выражения. Таким образом, ритм не должен восприниматься учащимися, как простой механически точный отсчет долей времени, а как выразительный компонент танца.
 Умение слушать музыкальную тему во время сильнейшего физического и нервного напряжения свидетельствует об истинном мастерстве танцовщика.
Однако существует момент "замыливания" музыкальной темы при многократной повторяемости ее в процессе репетиции.
 Задаче сохранения музыкально-творческой увлеченности ученика - служат включаемые в урок актерские тренинги. Например, выстраивание ассоциативной цепи на заданную музыкальную тему.
 Этюды на тему - "оправдай движение" (мотивированный актерский выход из любой заданной позы).
 Исполнение одной и той же комбинации в различном характере.
 Сочинение истории своего танцующего героя. И т.д. Все это может органично вплетаться в ткань урока и служить, как самодостаточным тренингом, так и своеобразным отдыхом после тяжелых упражнений в качестве психологического переключения.
 Уроки танца - это необыкновенно скрупулезная работа, которая наполнена бесконечно повторяемой отработкой ранее пройденных и новых примеров исполнительской техники. Но это не значит, что музыкальное оформление урока может быть подобрано формально. Учебно-хореографический этюд должен быть не отдельным приемом экзерсиса, а учебно-танцевальной фразой.
Воспитание музыкальности должно уберечь их от показного техницизма.

Воспитание технической оснащенности в процессе урока.

 Известно, что опорой тела является скелет и его суставно-связочный аппарат, при помощи которого человек двигается в пространстве. Если этот аппарат окажется недостаточно гибок, тело танцовщика в его движении будет выглядеть стесненным, маловыразительным... Трудно и ограниченно гнущаяся спина не может дать упругого эластичного перегиба. Недостаточно открытое бедро лишает движение ног свободного, выворотного шага.
 Таким образом, ограниченная и пластически несвободная гибкость тела танцовщика привнесет в танец элементы жесткости и корявости.
Но, развивая гибкость, не следует забывать, что она должна идти от естественного чувства движения. Общеизвестно, как часто "запасы" гибкости ведут к механическому и формальному чувству движения.
 Отрабатывая гибкость шеи и спины, следует иметь в виду, что по природе своей наиболее подвижны шейные и поясничные позвонки, наименее - грудные. Для подробного владения позвоночником между классическими движениями в урок вводятся так называемые "волны" и "скручивания", что способствует вытяжению межпозвоночного пространства и исключает травмирование и усталость позвоночника при больших нагрузках. При наклонах корпуса вперед надо следить за прогибом в поясничных и немного в шейных позвонках, иначе спина приобретает сутулость.
 Выворотность и развитие шага необходимы независимо от высоты, на которую поднимается нога. Выворотность как бы держит ногу, ведет ее к нужной пространственной точке, дисциплинирует движение и пластически завершает. Особенно это необходимо в танце фламенко, если только он не носит бытовой характер, а приобретает черты и линии классической школы. Впрочем, В Венесуэле прежде чем выставить девушек на конкурс красоты, с ними 3 года каждый день занимаются классическим балетом, вырабатывая осанку и походку будущей королевы.
 Недостаточно гибкое колено, особенно щиколотка, "ахилл", подъем и пальцы мешают свободному движению ног, их контролируемой работе в различных темпах и в соответствии с различной художественной задачей.

Устойчивость (апломб)

 Способность танцовщика двигаться по сцене уверенно и точно, не теряя равновесия, принято называть aplomb. В буквальном переводе это понятие означает отвесное положение, отвес, в танце - устойчивость, которая позволяет танцовщику действовать не только технически совершенно, но и художественно целесообразно, музыкально.
 Недостаточная устойчивость может исказить образность сценического действа, внести в него элемент дилетантства. Настоящий творческий процесс при этом окажется недоступным.
 На уроках классического танца отработка устойчивости начинается с изучения позиций ног. Здесь учащимся прививается умение твердо и правильно стоять на выворотных ногах. Выворотные ноги увеличивают площадь опоры, кроме того стремление опираться на собранную без завалов стопу не дает ей возможности расслабленно перекатываться с одного бока на другой, особенно во время исполнения и завершения прыжков. Особое внимание уделяется укреплению щиколотки, что сводит к минимуму возможность подворачивания ноги во время работы на высоком каблуке (фламенко) и при виртуозных движениях тэп-дэнса.
Выворотная работа колена сводит на нет травмы мениска, т.к. исключает винтообразный поворот в коленном суставе.
 Классический танец располагает разнообразными приемами перехода с одной ноги на другую в виде самых различных шагов - pas. Умение твердо и уверенно переносить центр тяжести тела с опорной ноги на работающую необходимо развивать с особой тщательностью, с разнообразием темпа, ритма и характера.
Умение ученика удерживать корпус подтянуто - тоже непременное условие устойчивости. Особенно, если в танце присутствуют вращения и прыжки.

Развитие координации

 Существующие в учебной практике определения - "подтянуть корпус", "взять спину" "свободно раскрыть и опустить плечи", "встать на ногу" - означают то ощущение собранности, которое необходимо для развития устойчивости. Но для выразительного танца необходимы не отдельно развитые группы мышц, а умение координировать движения в соответствии с замыслом постановщика, согласование действий рук, корпуса, ног, головы, соответственная образу устремленность взгляда
 Недопустимо, например, чтобы локти и кисти танцовщика безжизненно провисали или же чрезмерно напрягались, дергались, рефлекторно повторяя движения ног. Связь одной позы с другой должна отрабатываться в характере устойчивой кантилены, а не случайной исполнительской удачи. По тем же причинам в исполнении каждого упражнения, от самого элементарного до сложного, необходимо четко фиксировать финал. Этим в частности воспитывается умение распределять свои силы и не "раскисать" к концу музыкального номера.
 Следовательно, артист может скрыть от зрителя все трудности мастерства, всю огромную затрату сил и энергии, которая происходит при этом.
Кроме того, крайне важно, чтобы учащиеся умели не только сильно и точно двигаться, но и столь же хорошо видеть пространство, в котором происходит это движение. Танцовщик, чувствующий пространство, сможет легко общаться с партнерами. Экзерсис на середине зала выполняется en tournant (вполоборота), что также способствует пространственной ориентации.
 Гибкий, растянутый координированный аппарат дает возможность приступать к изучению танцевальных стилей. Наиболее простые движения - руки фламенко и фляки в чечетке изучаются параллельно с уроками классики.

Тэп-дэнс

 В энциклопедическом словаре сказано: "Чечетка - эстрадный, преимущественно мужской танец (отбивание ритма стопой)".
 Тэп-дэнс в России называют чечеткой или степом, как в Германии, в Америке называют тэпом, в Ирландии жигой, во Франции клокетом, в Испании сапатео.
Существует несколько легенд возникновения этого танца. По одной из легенд древнеегипетские жрецы, произнося заклинания и общаясь с богом Ра, становились на большие барабаны, и отбивала ритм ногами, тем самым, приводя себя и народ в экстаз. Можно вспомнить, что и языческие шаманы свои заклинания, сопровождают ритмическими прыжками и ударами в бубен. Индийские танцовщицы надевают на ноги браслеты из колокольчиков, которые с каждым движением создают ритмичные и мелодичные звуки и таким образом привносят дополнительную окраску их выступлению. Для народов африканского континента, которым присуще чувство ритма, игра на барабане не только "музицирование", но и средство связи и общения между собой на достаточно значительном расстоянии. С помощью ритмических рисунков и их структуры они передавали друг другу информацию и необходимые сообщения задолго до телеграфа и современных средств мобильной связи.
 В Британии с давних пор английские и ирландские крестьяне носили деревянные туфли. Что бы согреться или развлечься они танцевали жигу.
Жига, Jig. Британский народный танец кельтского происхождения. Исполняется в быстром темпе с акцентированием сильных и слабых долей.
 Особенностью танца являлось то, что двигались только ноги. Удары делались носками и пятками ступней ног, верхняя же часть корпуса оставалась неподвижной. Переплясы и танцевальные соревнования устраивались на деревянных тротуарах и настилах на большее количество звуковых и ритмических ударов.
 Таким образом, мы можем говорить о двух основных корнях тэп-дэнса. Африканском и Европейском. Они встретились и смешались друг с другом на Американском континенте. В те далекие времена от берегов Европы, Англии и Ирландии отчаливали суда с отчаянными и отчаявшимися, смельчаками и фантазерами, которые мечтали обрести в Новом Свете новую, счастливую жизнь. Одновременно с этими кораблями к берегам Америки приставали корабли из Африки, которые везли особый груз - рабов. Во время плавания на корабле, когда их выводили на палубу проветриться и размяться, они, лишенные возможности играть на барабанах, пристукивали и шаркали ногами об пол, отбивали ритм, ударяя, ладонями и пели свои песни, в которых африканцы всегда умели выразить не только радость жизни, но и ее трагизм.

Тэп-туфли

 Матросы, чтобы усилить звук чечетки прибивали к подошвам ботинок мелкие английские монеты - пенни. Это было первое изобретение и усовершенствование тэп-туфель. Русские плясуны подбивали носки и пятки сапог небольшими металлическими скобами, не только для того чтобы дольше носились, но и чтобы они громче стучали, когда они отбивали в танце дроби. Уже в двадцатом столетии "уличные" танцовщики, чтобы их было лучше слышно, крепили на подметках ботинок пивные пробки. Сейчас, в результате всех этих приспособлений, существует две системы набоек. Одинарные или акустические, когда звук, сила удара и сложность ритма зависят только от мастерства и техники танцовщика. Двойные или стереофонические, когда двойные пластины на набойках помогают исполнителю издать больше звуков.

ФЛАМЕНКО

 Искусство фламенко - народный танец и пение самой южной провинции Испании, Андалусии, - представляет собой интереснейшее явление фольклора.
Фламенко представляет собой результат слияния культур, происходившего на Иберийском полуострове. Семисотлетнее арабское завоевание Южной Испании оставило после себя заметный след в музыкальном искусстве. Другие восточные черты фламенко пришли от приверженности Испании византийскому христианскому ритуалу в течение XI в. и от литургических песнопений небольшой, но значительной еврейской общины средневековой Испании. В конечном счете форма выкристаллизовалась в среде многочисленных цыганских изгнанников, пришедших в Испанию в середине XV в. и принесших с собой некоторые элементы культуры Индии - своей родины. Слова “фламенко” и “хитано” (цыганский) в Андалусии синонимы. Ф. Гарсиа Лорка и М. де Фалья придерживались гипотезы об индийском происхождении цыган. Их племена, изгнанные в 1400 году из Индии войсками Тамерлана перекочевали в различные страны Европы и вместе с войсками сарацинов переправились в Испанию. “Цыгане, добравшись до нашей Андалусии, - говорит Гарсиа Лорка в лекции “Канте хондо”, - объединили древнейшие элементы местных песен с тем древнейшим началом, которое принесли они сами”.
 Происхождение слова "фламенко" для обозначения этого музыкального стиля покрыто мраком веков. В испанском языке фламенко дословно означает "фламандский", и некоторые утверждают, что кастильцы, которые пришли в ужас от дикого и буйного поведения вассалов королевского двора, прибывших вместе с Карлом V из Фландрии в 1517 г., стали использовать это слово для описания грубого поведения вообще. Возможно, это слово происходит от арабского выражения "фелагменгу", что означает "беглый крестьянин", так как сначала эта музыка ассоциировалась с цыганами, жившими на периферии испанского общества. Другие связывают это слово с названием устойчивых и чрезвычайно стилизованных поз цыганских исполнителей этой музыки (напоминающих фламинго) или производят его от немецкого слова "фламен" (пылать), соответствующего интенсивности и выразительности исполнения. В искусстве фламенко центральное место занимает песня (канте) в которой отразилось сложное сплетение восточных влияний в этом виде испанского искусства. С Востока пришли две такие мелодические черты фламенко, как повторение одной и той же ноты, восходящее к ритуальным заклинаниям, и пение фигур, тяготеющих к одной центральной ноте, с вариациями вокруг основной темы текста. Распространено также частое скольжение от ноты к ноте, использование звуков, не встречающихся в западных звукорядах, и пение нот, попадающих "между" клавишами фортепиано. Изучение фламенко усложняется тем, что, как и во всякой народной музыке, традиция передается устно от учителя к ученику, а надлежащей письменной документации просто не существует. При пении фламенко добиваются того, чтобы голос был максимально выразительным, а не только красивым в обычном смысле слова. В наиболее серьезных песнях особенно необходимо, чтобы голос певца обладал грубостью, структурой "мелкой гальки", отображая муки, о которых говорится в тексте.
 Танец фламенко (байле) выражает посредством движения эмоции кантес. В традиционном фламенко жесты не имеют символического или повествовательного значения, а предназначены для показа архитектуры чувства. Одиночный народный танец вообще явление уникальное, ведь танец возник некогда как коллективное действо. Силы, вызвавшие его к жизни - война, религия, любовь - были связаны с коллективом, с людьми. В танце фламенко эти силы слиты воедино - в нем чувствуется и воинственность, и отсвет древних ритуалов, и любовная страсть. Однако все это танцор несет в самом себе. Без противника, с которым предстоит сразиться, без возлюбленной, к которой обращена его любовь, способен выразить свои чувства исполнитель фламенко. Как правило, народные танцы включают в себя элемент соревнования, “перетанцовывания” партнера, другой пары, условного противника и т.д. Вспомним хотя бы русский перепляс. Относительно танца фламенко можно сказать, что “байлаор” соревнуется только сам с собой - отсюда удивительная выразительность и страстность танца. Не подражая природе, ничего не беря от восточной пантомимы, танец фламенко преисполнен скорби, страсти и мужества. Следует подчеркнуть, что танец фламенко не нуждается в широком сценическом пространстве, зато требует пространства внутреннего - пространства души.

 В мужском танце подчеркивались сложная работа ногами и быстрые ритмические образы, создаваемые стуком ступней и каблуков, которые называются сапатеадо, в то время как женщины добивались изящества линии и непрерывности движений рук. При этом, конечно, надо сказать, что эти техники частично совпадали. В XX в. эта разница практически исчезла, поскольку женщины тоже стали исполнять сапатеадо.
 В настоящее время есть еще одна трудность - понять, что называется фламенко. В то время как современная история народных традиций в других странах Запада исполнена консерватизма, история фламенко - это история ассимиляции, а музыка фламенко благодарно отзывается на все новые веяния. Об этом говорят записи гитариста фламенко Пако де Лусия с джазовыми гитаристами ди Меолой и Маклафлином, выступления танцовщицы Марии Пахэс в шоу "Ривердэнс", современная хореографическая постановка Национального балета Испании "Медея" (музыка Маноло Санлукара) и т.д.
 В этом смысле фламенко является не рафинированным стилем, а скорее художественным взглядом, допускающим безграничное изменение, создаваемое знанием прошлого и осознанием будущего. Ясно одно: фламенко будет существовать до тех пор, пока существуют любовь и отчаяние, честь и обман и прекрасный жест перед лицом смерти.
 

 

• Дoмoй •

Send mail to myshabalerina@yandex.ru with questions or comments about this web site.
Copyright © 2003 Театр-студия "Хай-Хэт"
Last modified: 09/15/03
Hosted by uCoz